Приветствуем!

Всех кто интересуется джазовой жизнью Узбекистана и надеемся, что проект Jazz.uz станет для вас надежным путеводителем по джазовой сцене в нашей стране, событиям, группам и исполнителям. Услышать наших музыкантов Вы можете здесь. Узнать о концертах здесь.
 

СЕРГЕЙ ГИЛЁВ БЕСЕДЫ О ДЖАЗЕ. ЧАСТЬ 1.


СЕРГЕЙ ГИЛЁВ БЕСЕДЫ О ДЖАЗЕ
г.Ташкент


2-е дополненное издание

2008 год

Слово об авторе и его книге

Автор книги «Беседы о джазе» Гилев Сергей Александрович довольно известный у нас в стране и за ее пределами человек. Известен он не только среди джазовых музыкантов, знатоков и поклонников этого вида музыкального искусства, но и среди художников, композиторов, литераторов, и как джазовый музыкант, и как активный общественный деятель, и как автор литературных миниатюр – рассказов, эссе, статей о джазе, и как художник, автор живописных полотен и огромного количества графических работ на дорогую ему тему: джаз и джазовые музыканты.

Гилев С.А. родился в 1944 году в российском городе Пермь. С 1956 года жил в Ташкенте, где окончил общеобразовательную школу, музыкальное училище им. Хамзы, Государственный институт культуры. В 17 лет, впервые услышав джаз в программе знаменитого радио-комментатора США В. Кановера, еще «неоперившийся» контрабасист круто меняет все свои представления о музыке, творчестве, и жизни вообще. С этого времени и начинается горячее, самозабвенное,

истовое служение этому музыкальному жанру. Именно в джазе проявились все качества характера, одаренность, неординарность, индивидуальность музыканта-исполнителя, композитора, художника и, просто человека, Сергея Гилева.

Необыкновенная жажда познания искусства во всех его ипостасях: литература, живопись, графика, классическая джазовая и современная музыка, музыка 20 века,а также, жажда общения с выдающимися музыкантами, композиторами, поэтами, художниками, привели к тому, что за относительно небольшое время, контрабасист и барабанщик С. Гилев объездил весь Советский Союз, играя с такими всемирно известными джазовыми музыкантами, как Сермакашев, Колесников, Черепанов, Мустафа-заде и многими другими. Он стал известен, как музыкант, обладающий яркой индивидуальностью, прекрасной техникой игры на инструментах, незаурядным даром импровизатора, и, как говорят знатоки мира джаза, вошел в десятку лучших басистов мира. Встречаясь на международных джазовых фестивалях, с ним знакомятся и уже не забывают лучшие джазовые исполнители Союза, музыканты из Германии, Польши, Франции, Австрии, Америки, Австралии.

Будучи активным деятельным человеком по своей природе, он в 1968 он собирает всех лучших джазовых музыкантов средне-азиатского региона, организовывает джаз-клуб, задачами которого является пропаганда джаза, роста профессионального, исполнительского уровня молодых джазменов. В целях создания и воспитания своей аудитории слушателей, ценителей и поклонников джаза С. Гилев буквально «пробивает»в Республиканском Доме Знаний цикл лекций о джазе с концертами и кинофильмами, читает лекции сам, приглашает корифеев-теоретиков джаза из Ленинграда, Москвы, музыкантов из Челябинска, Новосибирска, Минска и других городов.

И, что самое главное и трудное, учитывая то время, когда в высоких инстанциях (ЦК партии, ЦК комсомола, Министерства культуры) открытым текстом говорили: «Нам джаз не нужен», так вот, самое главное, что удается сделать неутомимому и «прущему, как танк» С. Гилеву, так это организовать и провести в 1968 году первый джаз-фестиваль в Ташкенте, в 1977 -1978 г. – второй и третий джаз-фестивали в Фергане. В 1984, приобретя опыт проведения такого форума, ферганцы провели сами четвертый в Узбекистане джаз–фестиваль. К сожалению, на этой цифре заканчивается количество фестивалей в 80-е и 90-е годы, но работа продолжается, собираются большие и малые составы ансамблей, приглашаются музыканты из других республик, с большими трудностями организовываются лекции–концерты. В это же время, в начале 80-х годов, выходят один за другим 3 диска: «Восточная Сюита»и два диска «Трио Ташкентского Джаз-Клуба» в исполнении ташкентских джазменов.

Но вот пришло время, когда совсем стало худо, перекрыли кислород, когда многие музыканты стали уезжать, стали разваливаться оркестры, ансамбли, джазовая жизнь «задышала на ладан». В это время творческая могучая натура С. Гилева не дала жить ему спокойно. Он стал писать статьи, воспоминания, эссе. Материала было предостаточно, мозг и сердце заполняли впечатления от встреч, бесед, споров. Жизненный опыт и литературные способности, в итоге, привели к идее написания книги о джазе. Так и началась дальнейшая углубленная серьезная работа над осуществлением задуманного. Эта работа продолжалась более десяти лет, прерывалась, и возобновлялась снова. Изменения в жизни бывшего Союза, экономические перестройки, политические преобразования затормозили издание уже готовой в 90-х годах книги.

Только теперь сбылась мечта автора, джазового музыканта педагога Гилева Сергея Александровича, - в ваших руках его книга, ее второе издание.
Первое издание было осуществлено в 2005 году при финансовой поддержке доктора Назарова Алексея Константиновича, господина Джорджа Колбреннера (США), при усилиях родственников и друзей, соратников автора. Второе издание стало возможным благодаря гранту, выданному Швейцарским Бюро по сотрудничеству в Узбекистане во главе с директором Ханс-Питером Маагом.


Редакционная группа

Примечание ко второму изданию.

Полностью сохранив содержание и форму первого издания, учитывая пожелания читателей: музыкантов, критиков, теоретиков джаза, редакционная группа во главе с Семизвонкиной Н.А. решила увеличить количество фотографий к третьей главе книги о развитии джаза в Узбекистане, по возможности, улучшив их качество. Добавлены также репродукции графических работ автора на джазовые темы.
Чтобы осветить степень и грани дарования и таланта С. Гилева, во втором издании книги «Беседы о джазе» публикуется литературный труд автора, повесть под названием «Повороты судьбы или саксофоновые страсти», которая была напечатана в Республиканском журнале «Молодая смена» (№2 за 1990г). Оказавшись на больничной койке в хирургическом отделении 16-й Ташкентской Городской больницы, переживая послеоперационные боли, Сергей, будучи большим оптимистом, «рождает» полную юмора повесть. Посвящает ее, естественно, хирургу, делавшему (кстати, очень удачную) операцию, бывшему джазовому музыканту Сергею Таранко.

Читателям интересно будет ознакомиться с выдержками из книги «Романтики джаза» прекрасного джазового пианиста мировой известности, президента джаз-клуба в Новокузнецке под названием «Геликон» Анатолия Берестова.
Президент нынешнего Ташкентского Джаз клуба им. С. Гилева Владимир Сафаров публикует информацию об основных мероприятиях (концертах, лекциях, фестивалях), проведенных в Ташкенте, Чимкенте, Алма-Аты, Бишкеке за период 2004-2008гг. Это также интересная информация для читателей.
Очень ценно критическое замечание, рецензия на первое издание книги «Беседы о джазе» всемирно известного джазового мэтра, автора книг, статей, редактора Энциклопедического справочника «Джаз. ХХ век» В.Б. Фейертага.

И, наконец, самое существенное добавление ко второму изданию – это два диска с музыкой, исполняемой узбекскими джазменами за период 1980-90 годов. Это - ставшая ценной редкостью «Восточная Сюита», на одном диске, и отдельные джазовые композиции - на другом.
Редакционная группа надеется, что второе издание большего тиража также будет востребовано, как и первое, и постарается полнее удовлетворить спрос на книгу у читателей.


Редакционная группа

Ханспитер Мааг – Директор Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане
Барно Тургунова – Руководитель программы по культуре и искусству Швейцарского Бюро по сотрудничеству в Узбекистане
Алексей Назаров – Доктор, создатель медицинского центра «АНик»
Нина Семизвонкина – Доцент Государственной консерватории Узбекистана, редактор данной книги
Артем Ермолаев – Менеджер данного проекта
Наталья Слепцова – Ассистент менеджера проекта
Владимир Фейертаг – музыковед, джазовый критик, Заслуженный деятель искусств России
Владимир Сафаров – музыкант, Президент ташкентского джаз-клуба
им .С.Гилева
Елена Ермолаева – набор текста
Зося Трафевская - публицист


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Сегодня о джазе вышло немало книг на русском языке. Есть книги об истории американского джаза, есть книги о теории, гармонии, о блюзе, об отдельных
музыкантах. Но наибольшее внимание всегда вызывали воспоминания исполнителей и их точка зрения на это интереснейшее искусство. В этот ряд и должна немедленно встать книга Сергея Гилева - музыканта, просветителя, педагога и организатора джазовой жизни в Узбекистане. В книге нет открытий, нет особой сюжетной остроты, она не претендует на научное осмысление социальной роли джаза или его технологии. Это, скорее, добрые беседы о любимом искусстве с последовательным упоминанием исторических фактов.

У каждого музыканта свои предпочтения, свои пристрастия. Были они и у Сергея Гилева, но как интеллигентный и мудрый человек, он открыт для всех
направлений и школ, поэтому его текст дышит уважением и любовью ко всем музыкантам как традиционного, так и современного джаза. И, самое главное, что историю джаза в Ташкенте автор излагает ровно и объективно, стараясь не обидеть тех, кто в силу разных жизненных обстоятельств предавал джаз, изменял ему или просто-напросто старался уехать из неперспективного региона.

Джаз менялся на протяжении всего ХХ века. И сейчас под этот брэнд подгоняется почти любая импровизационная музыка, бравирующая индивидуальной свободой и неакадемическим звукоизвлечением. Сергей Гилев принял и эти формы любимой музыки, потому что он понимал, что для того, чтобы любимая музыка жила и процветала, нужны движение, поиск, эксперимент. Сергей был универсалом, музыкантом, как говорят, с большой буквы. И я очень рад, что его
обаятельные и спокойные рассуждения об истории джаза прочтут те,
кто сегодня смело и безо всяких запретов входят в этот интересный мир свободы и инициативы.

Владимир ФЕЙЕРТАГ

СЛОВО О ДРУГЕ

Он писал эту книгу всю свою жизнь, до самой смерти. Неоднократные попытки автора опубликовать её при жизни были обречены на фиаско - никто из чиновничьей бюрократии не брал на себя ответственность за издание этого фундаментального труда о Джазе - опальном искусстве, музыке андеграунда. Немудрено, ведь тогда многомиллионными тиражами на высококачественной бумаге печатались отчеты о пленумах ЦККПСС и нескончаемые «мемуары» склеротиков-генсеков…
«Ветер Перемен» не изменил чиновничьих взглядов на джаз, но дал возможность друзьям С. Гилёва, наконец-то, опубликовать выстраданный им титанический труд всей его жизни.

Признаюсь: когда я впервые ознакомилась с рукописью, то мне, знавшей Сергея почти четыре десятка лет, захотелось опуститься на колени. Гилёв, бессменный президент нашего ташкентского джазового клуба, музыкант и художник, вдруг вырос в моих глазах до масштабов летописца, «Пимена от джаза», учёного историографа, публициста-хроникёра, подвижника и бессеребреника…
Уникальная ценность этой книги не в том, что в первых двух частях автор без литературных изысков простым языком беседуя с читателем, приглашает его совершить экскурс в историю возникновения и развития американского и отечественного джаза. Об этом уже написано и издано множество блистательных публикаций. Уникальность этой книги в её третьей части, в которой он с завидным терпением изыскателя, исследователя-аналитика, изучив тонны архивных документов, поднял такой пласт узбекской музыкальной истории, о которой не подозревали даже специалисты. Он явил свету целую когорту музыкантов, виртуозов и любителей, незаслуженно забытых, но именно их творчеством, их судьбами зарождался и обживался ХХ век, самый жестокий и романтический, ставший поистине «золотым веком» музыкальной культуры Ташкента.
Наш удивительный город, «Загадочная жемчужина Востока», стал в ХХ-ом веке многополярным и разноязычным и вошёл в мировую культуру как особая, уникальная Цивилизация, где в дружбе и согласии проживают многие народы.

Талант, как правило, многогранен, но есть одна главная ипостась, чему талант служит. Сергей Гилёв был неистовым, воинствующим романтиком, рыцарем Джаза и, как подобает рыцарям, всю жизнь был предан единственной женщине.

Она, его муза - блистательная вокалистка, более четверти века отдавшая оперной академической сцене ГАБТа им. А. Навои, Нина Семизвонкина, была не только его женой, она была его верным другом, единомышленницей, первым цензором, опорой и поддержкой. В их, более чем скромной, крохотной квартире, заставленной музыкальными инструментами, книгами, клавирами и фонотекой, где стены увешаны картинами (работами Сергея) и фотографиями - всегда звучала музыка, и какая… Там каким-то странным образом мирно уживались и классики, и авангардисты, великие мастера «бельканто» и джаза, а блюзовая гармония сочеталась с атональной музыкой Прокофьева, Шнитке и Шёнберга. Там пахло красками и пирогами (на которые Нина большая мастерица), и самым удивительным было то, что в этой волшебной тесноте всем и всегда хватало места, и двери, как объятия, всегда были распахнуты навстречу друзьям. Это был наш малый ташкентский «Коктебель» и всех, способных мыслить и творить, он притягивал к себе, чтобы не отпустить никогда. Двери этого дома не закрывались даже тогда, когда судьба уготовила этой семье самые жестокие испытания - страшная трагедия унесла жизнь их единственного сына Сашеньки.

Оглядываясь на прожитые годы, мне иногда кажется, что жизнь наша, как сказал Леонид Андреев, похожа на одну из гениальных пьес Антона Павловича Чехова. На сцене будто бы ничего не происходит. Ходят какие-то люди, разговаривают, пьют чай, решают мелкие бытовые проблемы, а к концу третьего акта вдруг понимаешь: все изменилось, прошла целая жизнь, кто-то уже умер и никогда не повторится на Земле, а для только что народившегося младенца всё только начинается и он, как и мы, наивные, будет пытаться изменить мир к лучшему, но придет время, и мир безжалостно изменит его самого. И в этом вечном водовороте, нескончаемом людском потоке, в этом постоянстве изменений, в вечной череде судеб неизменно постоянными останутся лишь Добро и Зло. И, когда опускается занавес, и ты, аплодируя, поднимаешься с кресла, то понимаешь, что перед тобой Вечность.
Наше поколение иногда называют поколением «тупиковых романтиков» Возможно это так, но я всегда удивляюсь, каким образом в Сергее одновременно уживались и утонченный, даже сентиментальный, романтизм, и неуёмный своей непокорностью дух бунтаря? Ответ на этот вопрос дал сам Гилёв, когда однажды, в одну из ночей на «знаменитой» гилёвской кухне, он рассказал мне историю своего рода, с того рокового стрелецкого бунта, печальный итог которого, так мастерски изобразил гениальный Василий Суриков. Помните, «Утро стрелецкой казни»? И тот полный ненависти взгляд, как молния, пронизывающий всё полотно, взгляд непримиримых врагов молодого Петра и старика-стрельца в кандалах с горящей свечёй в руке, бунтаря, ожидающего казни. Тогда-то я и поняла, что от этих своих суровых предков Сергей и получил в наследство вечно мятущийся бунтарский дух.
Родился Сергей 16 апреля 1944-го года в уральском городе на Каме Пермь, где и провёл своё детство. Затем, в 1956-ом году, он с матерью переезжает в манящий многих «хлебный» город Ташкент.

Ташкент пятидесятых обрушился на Серёжу неповторимым восточным колоритом, изобилием солнечных фруктов, пряными ароматами, дымящейся узбекской лепёшкой, волшебными звуками музыки, необыкновенным радушием, бескорыстным человеческим участием, безмерной добротой людей, живших одной огромной, дружной семьёй. Ташкент, обогревший и обласкавший детскую душу, станет для Серёжи родным городом, где он сформируется как личность, станет музыкантом-виртуозом, художником и просветителем, где он и совершит подвиг - напишет главную книгу своей жизни! И узбекская земля навеки упокоит его вечно мятущийся бунтарский дух.
Однажды, я написала такие строки:

«Все тайны мироздания нам хочется познать…
Но, чтоб не прерывалась связь Времён
Мы наше Настоящее у Будущего в долг берём,
Чтоб Прошлому, с великой благодарностью, отдать!»

Мне думается, что книга Сергея Гилёва — это вечная иллюстрация неразрывности Времён, ибо в ней есть благодарный поклон Прошлому, гимн Настоящему и великие надежды на Будущее…

С глубоким уважением к памяти друга, Зося Трацевская.



( продолжение следует )
Афиша

Из последнего

Встреча в Университете мировой экономики и дипломатии Узбекистана

Бенни Гудман в Ташкенте

Ушел из жизни Улугбек Салихов

С джазом по жизни… К 80-летию Владимира Сафарова

Рэгтайм длиною в жизнь (фрагменты книги)

Поздравляем с юбилеем Виктора Курницкого!

Памяти прекрасного музыканта, Дмитрия Колокольникова

Джаз, мы не расстанемся с тобой! 80-летний юбилей ветерана джаза Узбекистана Геннадия Сафаров

Верить и добиваться - это мой путь

Джаз вернулся в Ташкентский дом фотографии

Джаз-клуб в Узбекистане имени Сергея Гилева
Developed by: Khmelnoff Group & Brand.uz